
В процессе исследования изучалось розничное предложение передних тормозных дисков для трех популярных моделей автомобилей: Hyundai Accent, Daewoo Nexia и Chevrolet Lacetti (табл.1). В качестве объектов исследования рассматривались единичные диски, а, при необходимости, цены комплектов приводились к цене штучного товара. В обзор были включены все предлагаемые на рынке варианты дисков, без разделения их на стандартные и усовершенствованные конструкции. При сборе данных по интернет-магазинам рассматривались розничные предложения с максимальным сроком поставки заказа не более 1 дня.

Сразу стоит подчеркнуть, что московский розничный рынок передних тормозных дисков не уступает по своей насыщенности «родственному» рынку передних тормозных колодок: мы обнаружили на нем до 42 марок и брэндов, включая оригинальные брэнды. Создается впечатление, что с ростом автопарка, передние тормозные диски начинают тоже приобретать статус «расходников». Ну, а в системе торговли традиционно и закономерно широта и разнообразие ассортимента тормозных дисков интернет-магазинов существенно превосходит аналогичные показатели розничных магазинов. На момент исследования в интернет-магазинах мы насчитали до 22 марок и брэндов дисков, имевших значимые доли предложений (более 1%), а в розничных магазинах этот показатель не превышал 15.
В предложении розничных магазинов для автомобиля Hyundai Accent лидировали оригинальные запчасти от компании MOBIS с долей представленности в 32,6% (рис.1). И в целом, оригинальная продукция доминировала и лидировала с большим отрывом от всех конкурентов, т.к. в сумме ее доля составляла более 44% (MOBIS + HYUNDAI/KIA +BESTF1TS). При этом из наиболее заметных конкурентов можно было отметить лишь корейский брэнд GOLD ROTOR, достигший доли представленности в 11,6%, и брэнды BRC и VALEO, набравшие доли по 5,8%. Остальные 10 марок и брэндов сосредоточились в секторе размером 29%. «поделив» его между собой на доли от 3,5% и менее.

В предложении тормозных дисков интернет-магазинов для Hyundai Accent наблюдалась иная картина. Тут лидировал оригинальный брэнд производителя HYUNDAI/KIA с долей 14%, которая незначительно превосходила долю ближайшего корейского конкурента PMC – 12,7% (рис.2). Однако, благодаря «вкладу» брэнда MOBIS, расположившегося на третьем месте, суммарная доля оригинальной продукции обеспечила ей явное лидерство – 22%.

Ценовой анализ тормозных дисков для Hyundai Accent показал различную картину ценового позиционирования по каналам продаж. В розничных магазинах лидировали итальянские диски спортивного характера BREMBO со средней ценой 1630 руб./шт., а следом за ними «шла» оригинальная продукция MOBIS и HYUNDAI/KIA с ценами около 1560 руб./шт. (рис.3). Средний ценовой сегмент был «размазан» и не выражен, а сегмент дешевой продукции явно выделялся, и как раз в нем располагался основной конкурент «оригинала» - брэнд GOLD ROTOR с ценой, меньшей в 1,6 раза. В интернет-магазинах, как и положено, лидировал «оригинал», причем, цена MOBIS превышала цену HYUNDAI/KIA на 13%. Цена дисков BREMBO оказалась в ценовом ряду четвертой, уступив продукции, поставляемой прибалтийской фирмой BRC, около 11%. Разница цен каналов продаж для брэндов среднего сегмента, таких как PMC, TRW/LUCAS, DELPHI, оказалась невысокой и попала в диапазон от 18% до 25%.

В предложении розничных магазинов для автомобиля Daewoo Nexia бесспорное лидерство принадлежало оригинальной продукции GM/CHEVROLET, доля представленности которой составила 35,3% (рис.4). А основную конкуренцию «оригиналу» показала продукция неизвестной торговой марки, но «родом» из Кореи – 10,6%. Примерно на равных с ней выступала продукция известной немецкой компании FEBI, представленная в размере 9,4%. Приличной долей, около 7%, здесь также обладал и ранее упоминавшийся корейский брэнд GOLD ROTOR. Остальные, обладавшие заметными долями 10 марок и брэндов расположились в секторе размером около 30%.

В интернет-магазинах предложение «оригинала» для Daewoo Nexia выглядело гораздо более скромным. Учитывая, что там в ассортименте присутствовали сразу две позиции: GENERAL MOTORS и GM/CHEVROLET, суммарная доля «оригинала» составила 10,1%, но не смогла превзойти долю лидирующей марки FEBI – 11,8% (рис.5). Интересно также, что в числе лидирующих участников рынка здесь оказались компания NIPPARTS (9,3%), специализирующаяся на запчастях для японских автомобилей, и белорусская компания FENOX (6,8%), специализирующаяся на запчастях для российских автомобилей. Свободная конкуренция налицо.

В ценовой политике розничных и интернет-магазинов по тормозным дискам Daewoo Nexia проявилась интересная противоположная направленность. Если ценовое лидерство «оригинала» и дисков BREMBO не вызывало удивления, то средний и дешевый ценовые сегменты выглядели некими «антиподами». Так, в розничных магазинах брэнды GTR, KORTEX, VALEO, FEBI явно относились к среднему сегменту с ценами в диапазоне 968-1077 руб./шт., а брэнды NK, FENOX, LPR – к дешевому в диапазоне 840-900 руб./шт. В интернет-магазинах все было наоборот: первая группа брэндов попала в дешевый сегмент с диапазоном 756-795 руб./шт., а вторая группа – в средний сегмент с диапазоном 847-966 руб./шт. Соответственно, конкурирующая с «оригиналом» продукция FEBI в розничных магазинах выигрывала в цене около 90%, а в интернет-магазинах – в 2,3 раза.

В предложении розничных магазинов тормозных дисков для автомобиля Chevrolet Lacetti, как и предложении для Daewoo Nexia, явно лидировала оригинальная продукция GM/CHEVROLET с долей представленности 28,4% (рис.7). Ближайшими конкурентами выступали диски английского происхождения TRW/LUCAS (11,4%) и корейские диски GOLD ROTOR (10,2%). Заметными долями в 6,8% обладали также брэнды DELPHI, FENOX и корейский «неоригинал».

В интернет-магазинах «оригинал» для Chevrolet Lacetti «отступил» на вторую позицию, пропустив в лидеры продукцию из Тайваня под известным брэндом GTR (рис. восемь). Получилось, что суммарная доля представленности GENERAL MOTORS и GM/CHEVROLET составила 10,7%, а брэнд GTR набрал долю в 14,3%. Весьма устойчивую позицию продемонстрировал брэнд TRW/LUCAS, занявший третью позицию в лидирующей «тройке» с долей 9,8%. А для него прямым конкурентом, в свою очередь, выступил крупнейший интернациональный брэнд DELPHI – 9,4%. Имевший сильную позицию в розничных магазинах брэнд GOLD ROTOR здесь «откатился» на седьмое место, пропустив вперед брэнды NIPPARTS и NK.

Ценовой ряд тормозных дисков для автомобиля Chevrolet Lacetti значительно отличался по своему «ровному» характеру от предыдущих двух объектов исследования. В нем, за исключением «оригинала», оказались очень близкими по своим значениям цены для большинства марок и брэндов. Диапазон этих цен примерно расположился от 950 руб./шт. до 1250 руб./шт. При этом ближайшие конкуренты выиграли у «оригинала» в цене следующим образом: брэнд TRW/LUCAS - 85-90%, а брэнд GTR – в 2,1 раза.

Один основных выводов по рынку передних тормозных дисков очевиден: жесткая конкуренция заметно «выравнивает» цены товара и не позволяет «оригиналу» многократно превышать цены лидирующих неоригинальных брэндов.