Телефоны для консультаций

+7 (496) 755-52-27 доб.4252


Автозапчасти Аккумуляторы Автомобили Инструмент Сервис Страхование
Автозапчасти Аккумуляторы Автомобили Инструмент Сервис Страхование

Моторное масло: Векторы развития

Все успехи двигателестроителей оказываются напрасными, если не соблюдаются все правила эксплуатации. Из многообразия факторов, влияющих на долговечность двигателей, значительное место отводится качеству применяемых эксплуатационных материалов, в основном топлива и моторных масел. О тенденциях в развитии современных моторных масел мы и поговорим сегодня.
Примета времени -повышенные рабочие температуры
При разработке конструкций со­временных двигателей обяза­тельно учитывают два важней­ших фактора - максимальное снижение уровня вредного воз­действия на окружающую сре­ду и достижение максимально­го энергосбережения, выража­ющегося в сокращении расхода топливно-смазочных материалов (ТСМ), в первую очередь топлива.
Моторные масла - важней­ший элемент в обеспечении над­лежащего функционирования двигателя. В США, Японии, Европе экологические стандарты имеют существенные различия, но они едины в предъявлении жестких экологических требований к со­временным моторным маслам. Конечной целью видится сведение к нулю вредного влияния ав­тотехники на планету Земля.
В работе дизельных двига­телей одной из основных про­блем является снижение теплово­го влияния на окружающую среду. Дизайн современных транспорт­ных средств оставляет все мень­ше места для самого двигателя, это затрудняет его охлаждение естественным путем. Усугубляется проблема и тем, что для снижения уровня шума двигатель окружа­ют защитными экранами, препят­ствующими воздушным потокам и мешающими отведению тепла от двигателя. Тепло от двигателя передается системе охлаждения, а также моторному маслу, в функ­ции которого, кроме прочего, вхо­дят и функции охлаждения.
С карбюраторными двига­телями те же проблемы, что и с дизелями. Уменьшение размеров двигателя при сохра­нении мощности приветству­ется дизайнерами новой тех­ники. Использование прямого впрыска снижает уровень вред­ных выбросов, но повышает ра­бочую температуру двигателя. Конструкторы бензиновых дви­гателей, как и конструкторы ди­зелей, вынуждены сегодня бо­роться с проблемой перегре­ва. Из-за повышенного нагрева происходят химические измене­ния в моторном масле, на дета­лях двигателя появляется нагар, сокращающий ресурс агрегата. Износ еще больше возрастает, если чрезмерно снижается вязкость масла при высоких темпе­ратурах эксплуатации.
Производители масел вы­нуждены решать все эти очень непростые задачи. Так, всесе-зонное синтетическое мотор­ное масло последнего поколе­ния Mobil Delvac 1 SHC разраба­тывалось для работы в условиях критических температур. В хо­де испытаний это масло показа­ло отличные пусковые характе­ристики, низкую испаряемость, была продемонстрирована мощ­ная защита двигателя от изно­са. Температура застывания Mobil Delvac 1 SHC составляет -54 °С, а температура вспыш­ки +228 °С; вязкость при +40 °С равна 87,9 мм2/с, а при +100 °С -14,5 мм2/с. Масло удовлетворя­ет требования стандартов Евро­союза и США, а также собствен­ных стандартов компаний DAF, Scania, Perkins, Ford, KHD, Detroit Diesel (4-t) и др.
Моторное масло как фактор снижения вредных выбросов
В двигателях, оборудованных си­стемами рециркуляции отрабо­тавших газов EGR, в масло интен­сивно проникают частицы сажи. Моторные масла должны удержи­вать эти частицы в диспергиро­ванном (взвешенном) или раство­ренном состоянии. Чем выше ка­чество современного масла, тем дольше оно «сопротивляется» на­коплению твердых частиц, и как только масло не сможет абсорби­ровать элементы сажи, они начнут собираться в более крупные агло­мераты, которые действуют как абразив в парах трения.
При значительном содержа­нии серы в топливе в результате его сгорания под влиянием повы­шенной температуры образуют­ся кислоты, попадающие в мас­ло. О вреде их говорить не прихо­дится. И хотя значительная часть автомобилей и спецтехники в Ев­ропе и США сегодня уже пере­ведена на использование сверхнизкосернистого топлива, совре­менное масло должно содержать необходимые элементы, способ­ные нейтрализовать эти кислоты.
Современные системы ней­трализации отработавших газов могут эффективно функциони­ровать только при использова­нии так называемых масел Low SAPS, т. е. масел с низким уровнем сульфатной серы и фосфора. По ев­ропейской классифика­ции это категория масел Е9-08, практически соответствующая американской категории CJ-4, они имеют сульфатную зольность не более 1%, фосфора - не более 0,12%, серы - не более 0,4%. Но сера, фосфор и некоторые дру­гие химические элементы вхо­дят в состав добавок и присадок, с помощью которых многие го­ды производители масел добива­лись выполнения высоких требо­ваний автопроизводителей, в том числе повышения ресурса масла.
Возникающие противоречия производители масел вынужде­ны решать, постоянно разраба­тывая новые базовые основы, новые присадки, используя раз­нообразные композиции доба­вок, чтобы удовлетворять все­возрастающие требования автопроизводителей и экологов. Чтобы уйти от «вредных» присадок, разраба­тываются масла, основу кото­рых составляют базовые мас­ла, созданные из синтезируе­мых полимеров. Это, например, Castrol Enduron Low SAPS 10W-40 - моторное масло для дизель­ных двигателей грузовых ав­томобилей, разработанное для обеспечения максимальных ин­тервалов замены для новой тех­ники. Castrol Enduron поддержи­вает работоспособность систем снижения токсичности выхлопа до норм Euro 4 и Euro 5, поэтому областью применения этого мас­ла являются новейшие грузовые автомобили и автобусы, обору­дованные аппаратурой очистки выхлопных газов самых высоких экологических классов. Специ­ально подобранная композиция присадок защищает двигатель даже при значительном нако­плении сажи и других загрязни­телей в масле. Это масло является мощнейшей за щитой двигателя при самых слож­ных условиях эксплуатации. Тем­пература его застывания по ASTM D97 составляет -45 °С, кинема­тическая вязкость при +40 °С (ASTM D445) - 101,9 мм2/с, а при +100 °С (ASTM D445) - 14,3 мм2/с.
Курс на снижение расхода ТСМ
Производители транспортных средств в условиях жесткой кон­курентной борьбы при разра­ботке новых конструкций двига­телей отдают предпочтение тем, в которых наиболее экономично организовано потребление ТСМ, и в первую очередь топлива.
Одной из основных тенден­ций современного двигателестроения, направленной на сни­жение расхода топлива, является повышение точности обработ­ки деталей, уменьшение допу­сков и тепловых зазоров. Одна­ко для реализации таких техни­ческих решений по снижению расхода топлива требуются мо­торные масла меньшей вязкости, т. е. переход от масел классов вязкости по SAE 15W-40,10W-40, 5W-40 к маслам классов 10W-30, 5W-30, 5W-20, 0W-20, при этом высокие смазывающие свойства должны быть сохранены в пол­ной мере. Таким образом, умень­шение расхода топлива непо­средственно связано с приме­няемым маслом, поскольку оно снижает трение и износ подвиж­ных частей двигателя.
Производство энергосбере­гающих сортов масел успешно развивается. Например, компа­ния Mobil разработала и широко реализует целую линейку энер­госберегающих масел. Одно из них - Mobil Delvac ХНР LE 10W-40, современное синтетическое мас­ло для тяжелой дизельной техни­ки, отвечающей высоким совре­менным экологическим требо­ваниям. Масло имеет одобрения MB 228.51, MB 228.5, MAN М3477, MAN M3277(CRT), Volvo VDS-3, Renault RVI RXD/RLD-2 и др. Оно сохраняет отличную текучесть при отрицательных температурах и застывает при -33 °С. Вязкость при +100 °С (ASTM D445) не пре­вышает 13 мм2/с. Масло Delvac ХНР обладает низкой испаряемо­стью, что также снижает его рас­ход. Плотность при 15 °С (ASTM D 4052) составляет 0,865 кг/л. В составе масла Mobil Delvac ХНР LE 10W-40 присутствует комплекс современных присадок, которые эффективно предотвращают из­нос двигателя.
Компания  Valvoline пред­лагает масла Valvoline Pro-Fleet 10W-40 и Valvoline All-Fleet Extreme 10W-40. У этих полусинтетических моторных масел также вы­сокие  эксплуатационные качества, и, как заявля­ет производитель, они обеспечивают  экономию топлива до 6...8% при использовании в маги­стральных грузовиках.
Видный масло-производитель ком­пания Shell разработала  синтетическое  ди­зельное масло Shell Rimula Ultra SAE 5W-30. Это первое масло, одобренное  компани­ей Mercedes-Benz к применению как энергосберегающее. Темпе­ратура вспышки данного продукта +230 °С, застывает Rimula Ultra SAE 5W-30 при -39 °С. Бла­годаря низкой вязкости эконо­мится до 3% топлива без увели­чения расхода масла и снижения защиты двигателя. Вообще же Shell Rimula - линейка из более чем десяти марок масел, удовлет­воряющих последние требования производителей авто- и спецтех­ники. Хорошо зарекомендовало себя у российских потребителей синтетическое масло Shell Rimula R6LME SAE 5W-30, совместимое с сажевыми фильтрами благода­ря низкой сульфатной зольно­сти и минимальному содержанию фосфора и серы. Это масло отве­чает требованиям спецификаций Daimler Chrysler, Cummins, MAN и разрабатывалось для примене­ния на технике стандарта Euro 4/ Stage IV и Euro 5/ Stage V. Из этой же линейки широко использует­ся в России минеральное Shell Rimula R4L SAE 15W-40. Это отно­сительно недорогое масло допу­щено к применению такими гиган­тами, как Caterpillar, Detroit Diesel Volvo, Cummins, Mack и др. и реко­мендуется в качестве универсаль­ного для использования в парках с разнотипной техникой.
Автопроизводители, уделяя огромное внимание топливной экономичности, ищут и пути эко­номии масел. Двигателестрои-тели, желая обойти конкурен­тов, добиваются более длитель­ных интервалов замены масел, диктуя их производителям свои жесткие требования.
Существует специальный класс дизельных двигателей SHPD (Super High Perfomance Diesel), который предполагает примене­ние масел с удлиненным интер­валом замены: до 45...60 тыс. км. Условно такие масла стали назы­вать SHPD-масла. К ним относятся дизельные масла для большегруз­ных дизелей по классификации АСЕА ЕЗ/Е5/Е7, API CF-4, CG-4, MB 228.3, VDS-2, MAN 3275, Renault RVI E3R. Их вязкость пo SAE со­ставляет 10W30,10W40,15W40.
Один из представителей ма­сел этого класса – всесезонное полусинтетическое Addinol Super Longlife MD 1047. Оно выполня­ет и перевыполняет специфика­ции АСЕА Е7/Е5/ЕЗ/В4/ВЗ/АЗ; API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/CF/SL; MIL-L-2104 Е; Global DHD-1, соот­ветствует требованиям Mack E0M-Plus, Scania, DAF, Caterpillar и дру­гих машиностроителей. Это мо­торное масло класса SAE 10W-40 состоит из смеси высококаче­ственных минеральных масел, ги­дрокрекинговых компонентов и синтетических масел, а также па­кета спецприсадок. Температура застывания MD 1047 составляет -39 °С, а при -30 °С оно еще де­монстрирует отличную прокачиваемость. Вязкость при +100 °С составляет 14 мм2/с. Масло MD 1047 пригодно для работы в двигателе, использующем био­дизель (RME), но ресурс его при этом сокращается вдвое.
Появление двигателей UHPD (Ultra High Performance Diesel) вызвало необходимость соз­дания масел, сохраняющих свои свойства при пробеге до 220 тыс. км. UHPD-масла имеют классы по ACEA Е4/Е5, API СН-4, CJ-4, MB 228.5, VDS-2, VDS-3, MAN 3277, Renault RVI RLD, а по вязко­сти они должны соответствовать SAE 5W30, 5W40,10W40.
Финская компания Neste разработала полностью син­тетические масла Neste Turbo Super 5W-30, Neste Turbo E6 10W-40 и Neste Turbo Super 10W-40, специально предна­значенные для эксплуатации в двигателях UHPD. Эти отличные масла отвечают всем необходи­мым классификационным каче­ствам, они отличаются интерва­лами замены, значительно пре­вышающими 200 тыс. км.
Н. Протасов
Источник: «Основные Средства» №6, 2011

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Новости
26.12.2018

Ремонт топливной аппаратуры

В сервисном центре «ТЕХИНКОМ» производится профессиональная диагностика и ремонт тнвд и форсунок BOSCH и ЯЗДА, систем Common Rail, устанавливаемых на всех автомобилях КАМАЗ.

26.12.2018

ЩЕДРЫЙ НОВЫЙ ГОД В АВТОТЕХЦЕНТРЕ "ТЕХИНКОМ"

При заезде на СТО с  21.12. 2018 по 20.01.2019  скидка на обслуживание до 20 %*

Подписка на новости компании
Опрос
Оцените качество магазина zp-avto.ru на Яндекс.Маркете.

Вход в личный кабинет:

Забыли свой пароль?
Регистрация частных лиц Регистрация юридического лица
Дипломы:

Раздел не найден.